Быть классным руководителем – это искусство

Уметь быть классным руководителем, преподавателем, по мнению учителя гимназии №1 Нальчика Беслана Махотлова, – это искусство, видеть в каждом ученике личность – это профессионализм, прожить с ними добрую и запоминающуюся навсегда школьную жизнь – это талант.

– Я с детства хотел стать учителем. В то время как другие мальчишки в играли в машинки, я приходил домой после уроков, раскладывал книжки и будто объяснял кому-то материал. Правда, никогда не хотел преподавать языки, мне нравились физика и математика. Но так получилось, что в одиннадцатом классе я занял первое место на одной из олимпиад, после чего меня без экзаменов пригласили на филологический факультет КБГУ.

– Теперь Вам уже нравится преподавать язык и литературу?

– Да, я люблю свою работу. Во-первых, язык – это не только лингвистика. Это обычаи и традиции народа, его история. Во-вторых, мне очень нравится работать с детьми. Ведь на должность педагога не назначают, им становятся по зову сердца.

– Случается ли, что ученики категорически отказываются изучать предмет?

– Да, иногда дети не хотят вообще учить язык, ведь он очень не прост. Но я стараюсь находить индивидуальный подход, преодолевать барьеры между нами. К примеру, у меня есть метод, который называется «сказкотерапия». Мы с учениками вместе выбираем мультик, а потом озвучиваем его по ролям на родном языке. С игровыми и театральными элементами изучение языка намного проще и интересней. Да и сам я, когда захожу в аудиторию, забываю обо всем – не следую никаким планам и правилам, просто открываю душу и отдаюсь полностью работе.

– Какой класс Вы ведете?

– В настоящее время я классный руководитель девятого класса, буду вести этих ребят до окончания школы. Хорошо, когда один педагог курирует детей на протяжении всего школьного пути, ведь им обычно сложно принять нового куратора.

– Как победитель в номинации «Лучший классный руководитель» в муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2018», расскажите, что отличает хорошего школьного куратора от остальных?

– Отличие лишь в одном – в любви. Я не могу относиться к ребенку, как к чужому. К тому же, не умею быть слишком строгим. Наш класс – одна дружная семья. Мы проводим много времени вместе – часто ходим в гости к ветеранам Великой Отечественной войны, гуляем, читаем и обсуждаем внешкольную литературу. Все лето ученики писали мне, рассказывали, как проводят лето, спрашивали, чем занимаюсь в отпуске я. Такое у нашего класса семейное и неформальное общение.

– Когда принимали участие в конкурсе, ученики поддерживали?

–  Конечно, очень переживали! После каждого конкурсного дня они и их родители писали, расспрашивали, как я и не нужна ли помощь. Да и сами мои ученики часто участвуют в конкурсах и побеждают в них.

– Что оказалось самым сложным в конкурсе «Учитель года»?

– В первый же день, когда нас с конкурсантами представили друг другу, я услышал, как кто-то сказал, что у меня сильный акцент. Тогда я очень переживал, даже думал отказаться от участия. Но потом решил, что произношение – это не показатель профессионализма. И доказал это, заняв победное место.

– Есть ли у Вас пример для подражания?

– Мой школьный учитель родного языка был для меня примером – сдержанный, уважающий духовные ценности, знающий свой предмет педагог. Но главный мой кумир – отец, справедливый и благородный. Сейчас, нравственное воспитание – одно из важнейших направлений в моей работе с детьми, ведь основы духовных ценностей закладываются не только в семье, но и в школе. Я бы хотел, чтобы ученики брали пример с меня, придерживались тех истин, что я им передаю.

– Чем занимаетесь помимо педагогики?

– Пишу музыку, стихи, в большей степени на родном языке. Делаю смысловой перевод литературы с английского на русский, а уже с русского на родной, стараясь не потерять оригинальность произведения.

– Какие у Вас творческие и профессиональные планы?

– В профессиональной сфере я создаю свою воспитательную и образовательную программу, планирую издать методику преподавания родного языка, учитывая современные требования к образованию. В будущем хотел бы открыть досуго-образовательный центр адыгского языкознания. Но не хочу, чтобы люди просто заучивали язык, мечтаю о том, чтобы между ними был живой, повседневный диалог. Будем проводить мастер-классы по кулинарии адыгских блюд, по исполнению национальных песен и танцев. Я стремлюсь к тому, чтобы у моих учеников в душе жила любовь к языку, к культуре их предков и вижу свое предназначение, как учителя, в том, чтобы сохранить диалект, ведь если нет языка, то нет и народа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.