Победитель республиканского конкурса «Учитель года-2018» и обладатель «Хрустального пеликана» учитель информатики школы №9 Нальчика Олег Кочетов готовится представить Кабардино-Балкарию на федеральном этапе состязания. В преддверии установочного семинара Всероссийского конкурса лучший учитель республики поделился воспоминаниями и рассказал о планах.
– Образование я получил на математическом факультете КБГУ, окончил вуз со степенью магистра, – рассказывает Олег Викторович. – Уже на производственной практике в университете понял, что преподавать, рассказывать о своем любимом деле – это то, что мне нравится. Тогда и решил для себя, что хочу стать учителем. Сразу после окончания вуза пришел в 9-ю школу и начал преподавать информатику. Самое интересное, что до моего прихода в 5-6-х классах данного предмета не было, начиналось изучение информатики только с 7-го класса. А когда я пришел, мне дали 5, 6 и 7-е классы. То есть и у детей, и у меня урок состоялся впервые. Можно сказать, мы вместе знакомились с предметом, и это было очень интересно.
– Вы помните свой самый первый урок, и как начиналась Ваша карьера в школе?
– Когда писал эссе на городском этапе конкурса «Учитель года», я вспоминал, как это было, и меня как будто холодным душем обдало – вспомнил первый урок, первую запись в журнале, впечатления, и конечно, самих детей вспомнил.
– На этапе становления в качестве преподавателя кто был Вашим примером для подражания и кумиром?
– Главный пример для меня – мои родители. Они у меня учителя. Мама преподает мировую художественную культуру и искусство, а отец – музыку. Так что, я с раннего возраста в этой профессии. Воочию видел, как мама готовится к урокам. Поэтому мне было не так сложно начинать свою педагогическую деятельность. Благодаря родителям я и стал учителем. И не потому, что мне навязали эту идею, а потому, что я видел их как учителей со стороны. Ну а к выводу, что хочу стать учителем, пришел уже самостоятельно.
– Как получилось, что у родителей, преподающих творческие дисциплины, ребенок заинтересовался информатикой?
– Еще когда я только пошел в музыкальную школу в 9 или 10 лет, сказал: «Мама, это не мое!». Причем старший брат получил музыкальное образование и продолжил заниматься музыкой, а я уже во втором классе школы сказал: «Не мое, не хочу». Да и к тому же так получилось, что у меня одного из первых появился персональный компьютер – Pentium I, и я просто загорелся заниматься компьютерной техникой.
– Есть ли у Вас какой-то особенный подход к ученикам?
– Во-первых, мне повезло с возрастом. Когда я пришел в школу, мне было всего 22 года, а тут выпускники уже 18-летние. Я разговаривал с ними, практически, на равных. Во-вторых, мне помогает то, что до начала своей профессиональной деятельности я занимался актерским мастерством, участвовал в спектаклях. Этот опыт помог мне самому раскрепоститься и найти подход к детям. Сейчас мы занимаемся внеурочно с учениками сценическим мастерством, играем в КВН. И сами уроки у нас проходят не так уныло, какими могут показаться занятия информатикой. Я стараюсь открыть своим ученикам душу и доступным, простым языком рассказать о предмете. Да и сама подача материала у меня интерактивная и достаточно яркая.
– А как справляетесь с дисциплиной? Не возникает проблем из-за небольшой разницы в возрасте с учениками?
– Сейчас мне уже 30, а ученикам – 15-16, поэтому нет. А вот первые годы было сложно. Особенно, когда мне дали 10 и 11 класс на второй год профессиональной деятельности. Но я справился с этим. Сейчас ученики меня уважают, у нас полное взаимопонимание. Со мной разговаривают как с учителем, но в то же время считают своим другом.
– Почему Вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года»?
– Принимать участие в конкурсах для меня не впервой. В студенческие годы я принял участие в конкурсе «Super студент», где благополучно занял первое место. И это был мой первый серьезный конкурс. Тогда понял, что могу участвовать в подобных профессиональных конкурсах, не бояться. Как только пришел работать в школу, сразу принял участие в конкурсе молодых специалистов «Учитель года. Открытие» и стал лауреатом. Но это было поспешным решением – еще хотя бы год надо было поработать, набраться опыта. На тот момент я еще не совсем осознавал, какими качествами необходимо обладать педагогу и в какой стилистике работать. И вот, спустя семь лет, мне выпала возможность снова участвовать в конкурсе «Учитель года». Коллеги поддержали. И я решил вернуться с новыми силами.
– Теперь уверенности в своих силах стало больше?
– Страшновато, не буду скрывать, хотя уверенность в своих возможностях есть. Федеральный уровень все же отличается от локальных этапов. Через несколько дней улетаю на семинары по подготовке к конкурсу. Пока там будет только одно задание – эссе. Там уже посмотрю, понаблюдаю, что от меня требуется, что от меня будут ожидать и какую тактику нужно будет выбрать.
– Тема эссе на предстоящем семинаре станет для Вас сюрпризом. Как Вы планируете писать очерк?
– В голове держу кое-какие наработки. Да и, к тому же, наверняка буду ссылаться на то сочинение, которое писал на региональном этапе. Буду опираться на свой опыт – и на профессиональный, и на жизненный.
– Что было самым сложным, а что самым легким на уже пройденных этапах конкурса?
– Самым сложным для меня был мастер-класс. Эссе ты пишешь для себя, урок ведешь для детей, проект разрабатываешь с коллегами. А вот мастер-класс… Я никогда не передавал свой опыт взрослым педагогам, это было впервые. И учитывая еще и то, что я намного младше некоторых конкурсантов, было немного дискомфортно в этой ситуации. Возможно, поэтому мастер-класс у меня получился наименее удачным, по сравнению с остальными этапами. А самым простым было, конечно, задание, связанное с интернет-сайтом. Во-первых, я все же учитель информатики. А во-вторых, сайт был создан еще четыре года назад, мне просто нужно было его немного доработать для конкурса. Так и получился для меня легкий этап.
– Что на счет конкуренции на муниципальном и региональном этапах?
– Меня всегда пугали тем, что конкурс сам по себе предполагает конкуренцию, обиды. И стало удивительным то, что ни на одном из пройденных этапов этого не было. Например, когда мы создавали образовательный проект совместно с другими учителями, то скооперировались, вместе думали и делали. Между нами сложились полное взаимопонимание и взаимоотдача. И даже теперь, когда конкурс в республике завершен, и я стал победителем, мы с коллегами продолжаем общаться, созваниваемся, все желают мне удачи. Все так тепло относились друг к другу и ко мне, в том числе, видимо поэтому я не почувствовал никакого дискомфорта во время этих конкурсных этапов.
– Какова Ваша цель, как у наставника?
– Работая уже семь лет в школе, я понял, что с учениками нужно разговаривать так, как будто это твой друзья, с которыми ты хочешь поделиться чем-то интересным. Например, если мы посмотрим в кино чудесный фильм и захотим поделиться своими впечатлениями со своими друзьями, у нас же у самих будут гореть глаза. Вот и перед учениками нужно точно так же «гореть», и, конечно, «болеть» своим предметом.
Уважаемые жители! В настоящее время ведутся работы по переподключению переустроенных подземных сетей по ул. Осетинской,...
Правовая группа Управления МВД России «Нальчик» информирует «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона...